Художник внутри вас

         

Тени, озаряющие путь


Есть еще четвертый компонентный навык рисования, необходимый для точности восприятия: умение видеть и рисовать светотень. Этот процесс в терминологии искусства называется "световой логикой", но студенты часто именуют его "затенением". Каков его эквивалент в языке, задумалась я? Мы говорим о "ярких" или "темных" местах в рассказе или романе. Я думаю, что световая логика в восприятии эквивалентна художественному оформлению в языке, которое задает настроение, интонации и чувство реальности происходящего. Так и световая логика задает настроение, тон и обеспечивает, чтобы вещи "выглядели настоящими", выглядели такими, как они существуют в пространстве, объемными. И в отличие от визирования, которое почти каждому человеку дается с большим трудом, умение видеть и рисовать светотень дается с легкостью и удовольствием.

Изучение световой логики будет новым навыком для большинства читателей, как, вероятно, новыми были навыки восприятия сложных краев, негативных пространств, соотношений и пропорций. Но это последний из навыков, который требует изучения, поскольку пятый компонент, восприятие гешталъта - видение "самости", или уникальности, воспринимаемой вещи - появляется после освоения первых четырех навыков видения. Достаточно лишь напомнить читателю о необходимости замечать момент восприятия гешталъта, который обычно дает о себе знать внезапным постижением уникальности, сложности, красоты и "правильности" рисуемого объекта.

Правое полушарие обычно представляется превосходящим левое полушарие при решении любой задачи, связанной со сложным зрительным распознаванием. Эти силуэтные рисунки, сходные с теми, что были созданы Крейгом Муни, проверяют способность строить цельное, наполненное смыслом восприятие из фрагментарной информации. Пациенты с поврежденным правым полушарием часто испытывают значительные затруднения с восприятием лиц на этих рисунках. Из книги Колина Блейкмора "Механика ума", 1977


Странного вида черные формы вдоль верхнего края этой страницы, когда посмотришь на них иначе, превращаются в слова FLY и WIN. Вы, конечно, можете разглядеть эти слова, рассматривая "негативные" белые пространства между черными формами. Поскольку внимание сразу же концентрируется на темных формах, представленных здесь как некие объекты на белом фоне, пространства между ними поначалу кажутся незначительными. Но как только белые пространства удается увидеть как "реальные" объекты, черные формы сразу теряют свое значение, и белые буквы каким-то образом обретают верхние и нижние края, хотя их на самом деле нет. Кроме того, как только буквы замечены, вы обнаружите, что увидеть черные формы опять как отдельные независимые объекты становится очень трудно.



Содержание раздела