Художник внутри вас

         

Прочтите, пожалуйста, все указания, прежде чем начнете.


1. Прикрепите к столу лист бумаги и приготовьте карандаш. В этом упражнении, в отличие от "чистого контурного рисования", рисунок будет у вас на виду, так что вы сможете посматривать на него и проверять, как он продвигается. Примерное положение тела при рисовании показано на рис. 15.3.

2. Положите перед собой левую руку (или правую, если вы левша). Закройте один глаз. (Этим достигается монокулярный, а не бинокулярный вид руки, "плоский", с более четкими краями. Большинство художников при рисовании частенько закрывают один глаз, это облегчает перенос трехмерного мира на плоскую, двумерную поверхность бумаги.) Чтобы почувствовать разницу, рассмотрите руку сначала одним глазом, потом двумя глазами, а затем опять одним.

3. Расположите пальцы таким образом, чтобы они создали хотя бы одно замкнутое пространство, а если можно, несколько. Один из возможных вариантов показан на рис. 15.4.

4. Сосредоточьте взгляд на одном из пространств; продолжайте смотреть, пока пространство не предстанет

перед вами как форма. Чтобы увидеть пространство как форму, всегда требуется некоторое время - не знаю почему. Может быть, в течение этого короткого промежутка времени Л-режим говорит: "Зачем ты смотришь в пустоту? Мне нет никакого дела до нее. Я имею дело только с реальными вещами - которым можно дать названия! И если ты будешь продолжать заниматься... этой дурью, я... ухожуууууу......

Отлично! Опять перехитрили! Теперь давайте смотреть внимательно.

5. Неподвижно держите руку в выбранном положении. Не двигайте также и головой, когда смотрите на руку. Это обеспечит вам фиксированную позицию для рисования. Вспомните, как в связи с рисунком Пита Мондриа-на "Хризантема" на с. 53 я упомянула о том, что если бы положение цветка хоть чуть-чуть изменилось, взору художника открылся бы совершенно новый набор краев. То же самое произошло бы, если бы Мондриан изменил положение головы (и, значит, глаз), - он смотрел бы уже с новой точки зрения и видел новый набор краев.


1. Держите сетку параллельно линии глаз - вспомните устройство Элинор! При необходимости держите ее обеими вытянутыми руками, чтобы сетка совпадала с плоскостью изображения, т. е. была перпендикулярна "линии прицела". Пройдитесь с этой сеткой по квартире, пока не отыщете интересный вид.

2. Выбрав вид, который будете рисовать, устройтесь поудобнее за столом. Закрепите бумагу, чтобы она не ерзала. Рисуйте карандашом; держите под рукой ластик.

3. Нанесите на лист формат произвольного размера, но имеющий ту же пропорцию длины и ширины, что и пленка с сеткой. (Можете просто положить пленку на бумагу и обвести ее по краям, если размер позволяет.) Тонкими линиями нанесите на бумагу сетку. (Это легче всего сделать, если подложить пленку под лист, добившись совпадения краев, и скопировать линии сетки на бумагу, при необходимости пользуясь линейкой.)

Возможно, вы настолько уверены в себе, чтобы обойтись без сетки. Она действительно не является необходимой, если вы достаточно хорошо постигли идею плоскости изображения. Но есть один важный момент (я предупреждала, что будет сложно!). На неразграфленном листе бумаги вертикаль и горизонталь задаются краями бумаги. Какое бы положение ни занимал лист бумаги на столе, два боковых его края олицетворяют вертикаль, а верхний и нижний срезы - горизонталь. Имейте в виду, что и линии сетки, и края двух форматов (на сетке и на листе бумаги) олицетворяют вертикаль и горизонталь, как они видятся в реальном мире, обеспечивая глитч и константы, которые вам нужны для того, что видеть "по-настоящему".

4. Теперь закройте один глаз, а второй зафиксируйте на кружке в центре сетки. Затем выберите в наблюдаемой сцене какую-либо точку и поймайте ее в кружок, фиксируя таким образом "точку зрения". Эта трехточечная фиксация позволит вам возвращаться в одну и ту же позицию при каждом новом визировании. Не забывайте при каждом визировании закрывать один глаз и удерживать сетку в перпендикулярной направлению взгляда плоскости изображения.




1. Нарисуйте линии формата, соблюдая примерно то же соотношение ширины и длины, что и на рис. 18.9.



2. Положите бумагу на стол и с помощью точилки или ножа соскоблите немного графита с карандаша, наугад рассыпая его по листу. Рассыпав достаточное количество графитного порошка, круговыми движениями вотрите его в бумагу, используя салфетку. При необходимости добавляйте графитный порошок, пока не получите равномерную поверхность достаточно темного серого тона, как на рис. 18.10.

3. Теперь рассмотрите фотографию Штейхена. Обратите внимание на формы освещенных участков. При необходимости переверните книгу, чтобы видеть формы более четко. Пока книга перевернута, обратите внимание на то, что на темных участках почти ничего не видно - нет никаких ясно очерченных форм. Но когда вы вернете книгу в нормальное положение, черты лица проявляются как по волшебству, со всей тонкостью выражения лица, которое так интригует и мистифицирует зрителя.

Вашей задачей будет повторить это волшебство, снабжая зрителя минимумом информации, так чтобы он (и вы сами!) мог увидеть воображаемые черты, рисовать которые вам нет необходимости. Более того, вы вообще не будете пользоваться карандашом. Вашим инструментом с самого начала будет резинка. Сгодится любая резинка, какая у вас есть, в том числе резинка на обратном конце карандаша.

4. Вы будете использовать все четыре компонентных навыка рисования: края, негативные пространства, соотношения и пропорции и теперь еще светотень.

Снова посмотрите на светлые участки фотографии и отметьте, где они располагаются относительно краев формата. (Можете положить на фотографию пластиковую сетку, которой вы пользовались в главе 17 и которая поможет вам разместить формы и правильно размерить их в формате, а можете действовать "на глаз". Помните, что визирование соотношений и пропорций - необходимая составляющая любого рисунка.)

Рис. 18.9. Определите пропорции формата для вашего рисунка. Отношение ширины и длины фотографии Штейхена на рис. 18.8 составляет примерно 1:1'/4




Студенты на занятиях по рисованию с натуры часто очень теряются, если модель шевелится; один даже жаловался, что модель "слишком глубоко дышит". Остальных (в том числе и модель) эта жалоба развеселила, но этот пример подчеркивает необходимость держать руку неподвижно во время рисования. Если ее положение меняется, то меняются и края (и пространства), что вызывает проблемы при рисовании.

6. Теперь, глядя на руку, сосредоточьтесь на одной из замкнутых форм и начинайте рисовать края этой формы - только одну эту форму, стараясь передать ее как можно точнее. Используйте медленную технику "чистого контурного рисования", регистрируя как можно больше информации о краях негативного пространства, и время от времени поглядывайте на рисунок, чтобы отслеживать пропорции и направления линий. (Чтобы отличать эту технику рисования контуров от "слепого" или "чистого" контурного рисования, я назвала ее "модифицированным контурным рисованием".)

7. Не меняйте фокусировку взгляда. Забудьте о руке! Сосредоточьтесь на пространстве. Старайтесь не думать о том, что вы делаете, и не разговаривать с собой.

Не давайте пространству названий! Не говорите себе: "Оно напоминает по форме утку (или рыбу, или что-либо другое)". Постарайтесь настроить свой ум иначе, чтобы он не нуждался в названиях, анализе, характеристиках, категориях. Предоставьте форме быть тем, что она есть, с ее конкретными соотношениями длины, ширины, сложности. Чем бы она ни была, вы можете ее увидеть и нарисовать. Вам нужно лишь, чтобы ваш рисунок соответствовал этой форме.

8. Если вы видите еще одно замкнутое пространство, нарисуйте и его тоже, правильно соотнося его с первым пространством. Пример приведен на рис. 15.5. Нарисуйте все пространства, какие вы видите, после чего остановитесь. Пусть ваша рука отдохнет, но постарайтесь запомнить ее положение, чтобы его можно было восстановить при необходимости.



5. Сверьте вертикальную линию угла комнаты с одной из вертикальных линий сетки. (Она тоже будет вертикальной: вертикальные края комнат, дверей, окон и других объектов всегда остаются вертикальными для глаз; наклонными становятся только горизонтальные линии - края потолка, пола, стола и т. п.) Нарисуйте вертикальную линию, задающую угол комнаты.

6. Глядя сквозь сетку, определите углы линий потолка относительно горизонтальной линии сетки. Вы можете обнаружить, что все углы разные. Хотя вы знаете, что потолок плоский и стыкуется со стенами под прямым углом, отрекитесь от этого знания и рисуйте каждый угол так, как видите его. Спрашивайте себя: "Какова величина этого угла относительно горизонтальной линии сетки?" Затем рисуйте этот угол на бумаге, не думая о нем. Не усложняйте себе работу, не пытайтесь разобраться, почему этот угол именно такой. Ваша цель - увидеть, какой он есть, и отразить свое восприятие в рисунке. (Рис. 17.12 служит примером такого визирования, но имейте в виду, что углы вашего потолка будут другими, если ваша "точка зрения" другая.)

7. Продвигаясь вперед, вы будете собирать в своем рисунке все больше информации о соотношениях. Это даст вам изобилие возможностей сверять каждое соотношение; вы сможете проверять длину некоторой линии или величину угла относительно сетки, другой линии, другого угла. Это придаст вам больше уверенности в правильности вашего восприятия.

8. Линии, которые вы рисуете, описывают некоторые формы и пространства, и рисунок складывается подобно картинке-головоломке, состоящей из причудливой формы кусочков; углубляясь в эту "головоломку", вы будете все более увлекаться процессом. Вы наверняка испытаете удовольствие от осознания того, что вы, в некотором смысле, обретаете власть над пространством и в то же время некоторое замешательство, вызываемое трехмерностью образов. Л-режим, лишенный господства, со временем поутихнет, и тогда визирование станет увлекательным процессом.



Рис. 17.12. Рисунок угла комнаты, выполненный студентом Джо Джамилоса



Рис. 17.13. Что Джо Джамилоса видел сквозь сетку

Теперь начинайте рисовать. При необходимости вы можете остановиться в любой момент, чтобы еще раз перечитать указания. И когда вы закончите, я думаю, вам доставит удовольствие осознание того, насколько точно вы увидели и нарисовали этот вид. (Рис. 17.14-17.16 являются примерами студенческих рисунков угла комнаты.)





Рис. 18.10. Подготовьте равномерно-серый графитовый фон

На фотографии Штейхена зритель экстраполирует черты, скрытые тенью.

Я с удивлением обнаружила, что словарные определения слов часто содержат в себе подсказки в отношении происходящих в П-режиме процессов воображения. Нижеследующее определение тесно связано с тем, что происходит, когда вы заглядываете в тень:

"Экстраполировать - распространять известные данные или опыт на явление, не известное или не переживавшееся, с тем чтобы вывести предположительное знание о неизвестном явлении на основе предполагаемой непрерывности, соответствии или иного рода параллельности между ним и тем, что уже известно; приобретать знание о явлении, не известном или не переживавшемся". *Словарь Уэбстера*, 1972

5. Следующий шаг очень важен. Думайте о светлых формах на фотографии как о буквах в изображениях слов FLY и WIN. Выполняя этот рисунок, вы будете вытирать резинкой формы "букв" и отставлять нетронутыми темные места, которые служат негативными пространствами (вспомните темные формы между буквами). Если вы аккуратно сотрете светлые формы фотографии, то в результате точно опишете конкретную объемную поверхность этого конкретного лица. Поэтому очень внимательно рассмотрите первую форму, например, светлый участок на лбу, а затем работайте резинкой, пока не получите нужную форму (рис. 18.11). Переходите к соседней светлой форме - на носу, например, - и вытирайте эту форму, добиваясь правильного расположения и правильных размеров относительно первой светлой формы (рис. 18.12). Потом идет светлая форма на верхней губе, затем на подбородке и так далее (рис. 18.13).

6. После каждого шага отклоняйтесь от рисунка, прищуривайтесь или двигайте головой вперед-назад, чтобы увидеть, не начинает ли проявляться изображение и не начинаете ли вы видеть вещи, которых на самом деле нет. Когда это происходит, используйте всплывающий образ для усиления, изменения или исправления своих световых форм. Вы обнаружите, что происходит постоянно переключение режимов: рисование, воображение, рисование, воображение, рисование, воображение.


В этот момент вы будете действительно видеть по-другому, переживать гештальт, рисовать по-настоящему.

Это воистину чудесное переживание. Если вы рисуете человека, вы наверняка увидите, как он красив, когда ваши глаза и ум видят его в этом ином режиме. Если человек хорошо вам знаком, как вы будете изумлены тем, что никогда раньше по-настоящему не видели его, никогда не замечали, как прекрасны его глаза, какой у него чудесный нос, как красива линия подбородка! Даже если вы рисуете с фотографии, ощущение чуда ошеломит вас. Как прекрасен этот образ в окружении таинственной светотени! Как прекрасен этот человек!

Вытирая формы, которые вы можете видеть (светлые формы), вы обретаете возможность экстраполировать однотонные участки тени ("заглянуть" в них).



Рис. 18.11



Рис. 18.12



Рис. 18.13



Рис. 18.14. Автопортрет студента Давида Кардоны



Рис. 18.15. Автопортрет студентки Кэрол Крофтс



Рис. 18.16. Автопортрет студента Эрни Антонелли

7. Образ ожил! Когда вы вытерли все светлые формы, можете карандашом усилить некоторые темные участки. Не забудьте перевернуть фотографию, чтобы проверить, изображено ли на самом деле то, что вы думаете, что видите. Не добавляйте лишнюю информацию, иначе вы испортите всю "игру".

Теперь начинайте рисовать. Вам понадобится для работы не менее получаса, так что позаботьтесь, чтобы вам не помешали в течение этого времени.

На рис. 18.14-18.16 приведены примеры рисунков студентов, выполненных в соответствии с описанной выше процедурой.


Содержание раздела