Художник внутри вас

         

Как обманом отстранить Л-режим от решения задачи


Каким бы упрямым Л-режим ни был, его можно обмануть. И он, по-видимому, так и не способен научиться противостоять этому обману. Этот обман может принимать разные формы - и перевернутое рисование, конечно, одна из них.

Художникам знакома такого рода хитрость, ведь, чтобы заниматься искусством, художник должен иметь доступ к тому, что американский художник и преподаватель Роберт Генри называл "высшим состоянием". Вот некоторые формы такого рода хитростей, используемых художниками: скучные, многократно повторяемые действия (многократное рисование одной и той же линии или формы); быстрые поверхностные зарисовки; длительные периоды пребывания в одиночестве и т. п. Генри предлагает просто долго держать кисть в руке, а английские писатели Теккерей и Саузи рекомендовали брать в руки перо и выжидать. Художники или писатели, не использующие эти трюки, иногда переживают так называемый "затор", возможно, связанный с отказом Л-режима уступить свое господствующее место.

Подобные заторы могут возникать и в творческой стадии Насыщения, когда Л-режим, фактически, отказывается "видеть" то, что на самом деле поступает "извне". Не могут ли те самые трюки, которые помогают художнику, сослужить службу и в творческом мышлении? Я уже высказала свою убежденность в том, что это действительно так. Осталось доказать это вам.

"Один известный британский физик как-то сказал (американскому психологу) Вольфгангу Колеру: "Мы часто говорим о трех "В": Bus, Bath и Bed (автобус, ванна и постель). Именно там делаются великие открытия в нашей науке"".

Джулиан Джеймс *Истоки сознания в анализе двухкамерного разума*, 1976

Рисунки

как красивые жесты

Поэт и художник Уильям Блейк (1757-1827) говорил своим друзьям-художникам: "У вас есть та же способность (видеть), что и у меня, вам нужно лишь доверять ей и культивировать ее. Вы способны видеть то же, что и я, если захотите". Однажды он сказал молодому живописцу: "Вам нужно лишь развить воображение до состояния зрения, и дело сделано".


Из книги А. Джилкрайста "Жизнь Уильяма Блейка", 1880

Наша цель - найти способы извлекать части мыслительного процесса из вербальной ловушки, что позволит нам последовать совету поэта Уильяма Блейка и "развить воображение до состояния зрения". Розамонд Гардинг в своей книге "Анатомия вдохновения" (1948) так прокомментировала слова Блейка: "Сколь фантастичным ни покажется этот совет, не может быть никаких сомнений в том, что развитие воображения до состояния зрения является постоянной практикой творческих мыслителей".

Такого рода зрение (по моей терминологии, восприятие в П-режиме) возникает тогда, когда Л-режим удается убедить отстраниться от работы. Но в стадии Насыщения восприятие необходимо облекать в слова, и поэтому мы нуждаемся в совместной работе двух режимов: чтобы вербальное мышление направлялось эвристикой визуального мышления.

Этот альянс, однако, труднодостижим, потому что, сталкиваясь с информацией, которая кажется противоречивой или безнадежно сложной, вы испытываете искушение цепляться за то, что вы уже "знаете" или "думаете", что знаете. Та же ситуация возникает при рисовании, где возникает искушение рисовать то, что вы "думаете", что видите, а не то, что есть на самом деле. И опять виновником этого является Л-режим, и его нужно обманом отстранить от работы.

В блейковском "состоянии зрения" человек на мгновение приоткрывает пелену, которая отделяет нас от сложной, глубокой, многослойной реальной вселенной, существующей большей частью вне человеческого сознания. Экстатическое воображаемое видение художника парадоксальным образом часто возникает, по предположению Артура Кестлера, из восприятия реальности в новом свете. Многие художники говорят об "ином видении", об открытии занавеса хотя бы на мгновение. Как сказал Блейк, эта способность художественного восприятия - вопрос вашего выбора, она всегда присутствует в вас, - нужно лишь доверять ей и развивать ее.Давайте проверим это с помощью "рисования жеста", упражнения, которое собьет с толку Л-режим и продемонстрирует вам первый базовый навык рисования.


Содержание раздела