Извлечем на поверхность визуальное мышление
В "Новых словах" Оруэлл использовал выражение "сделать мысль видимой", и это показалось мне той самой идеей, которую я искала, подсказкой, указывавшей на язык П-режима, язык, параллельный вербальному языку Л-режима, но совсем другой, могущий открыть доступ в таинственные стадии творческого процесса, где, как кажется, главенствует П-режим.
В своем эссе Оруэлл размышляет об ограниченной и ограничивающей способности слов описывать мысли - это звучит как эхо "маленькой беды" Гальтона (см. цитату на полях с. 57). Оруэлл говорит: "Всякий, кто думает вообще, заметил, что наш язык практически бесполезен для описания того, что происходит внутри мозга". В поисках выхода из этой проблемы Оруэлл сначала предложил изобрести новые слова, но скоро понял, что, если каждый будет придумывать новые слова для описания индивидуальных психических событий, воцарится хаос. Тогда он пришел к идее, что в качестве первого шага в изобретении слов, которые могли бы описывать ментальные состояния и события, следует "сделать мысль видимой".
"В самом деле, - пишет Оруэлл, - нужно придать словам физическое (может быть, видимое) существование. Просто толковать об определениях бесполезно; в этом легко убедиться, если попытаться определить одно из слов, используемых литературными критиками (напр., "сентиментальный", "вульгарный", "нездоровый"). Все они бессмысленны - или, вернее, имеют разный смысл для каждого, кто ими пользуется. Нужно лишь показать значение в какой-то не вызывающей разночтений форме, а затем, когда разные люди идентифицируют его в своем сознании и признают стоящим того, чтобы его как-то назвать, можно дать ему имя. Вопрос состоит лишь в отыскании способа придания мысли объективной формы существования".
Оруэлл далее размышляет о том, что средством передачи мыслительных процессов могло бы стать кино: "Если вдуматься, то в разуме не так уж много вещей, которые нельзя было бы как-то представить посредством удивительной силы кино.