Изобретение Элинор: мобильное устройство Дюрера
Затем я полушутя сказала, что художник - это человек, который ходит по жизни с невидимой пластиковой сеткой, висящей перед его лицом. Одна студентка, Элинор МакКалли, отнеслась к этой шутке всерьез и через некоторое время, к моей радости и изумлению, продемонстрировала хитроумное устройство, показанное на рис. 17.4 и 17.5.
Рис. 17.4. Изобретение Элинор: мобильный визир...
Рис. 17.5. ...используемый студентом Дэвидом Смитом
Отличное упражнение, помогающее студентам уловить понятие плоскости изображения, было предложено Артуром Гаптилом в его учебнике по рисованию.
Возьмите кусок стекла размером примерно 20 х 30 см. Повернувшись лицом к модели (или натюрморту, пейзажу), одной рукой держите стекло вертикально, а другой рисуйте фломастером прямо по стеклу. Закончив рисунок, положите стекло на лист бумаги и внимательно изучите свой рисунок. Потом вытрите стекло влажной тряпкой и повторите весь процесс с другим объектом.
Когда вы устанете от этих несколько ограниченных и нетворческих усилий, положите стекло на стол и пропустите под него лист бумаги, который послужит фоном для линий на стекле. Положите перед собой какой-нибудь предмет в качестве модели и попытайтесь точно нанести его контур на стекло так, чтобы рисунок был несколько меньше самого предмета. Нарисовав основные контуры, поставьте стекло вертикально и посмотрите через него, прикрыв один глаз, чтобы проверить совпадет ли рисунок с предметом. При необходимости передвигайте стекло. Если рисунок правильный, два изображения почти точно совпадут. Если неправильный, ошибки проявятся очень ясно, и вы сможете их исправить.
Благодаря этой методике вы уясните для себя, что образ на плоскости изображения и ваш рисунок являются (или должны быть) одним и тем же изображением. Это упражнение очень полезно, если вы выполняете упражнения, предлагаемые в этой книге, без преподавателя. Аитур Л. Глптил "Самоучитель рисования", 1933
Устройство Элинор - действительно очень хорошая идея и может быть добавлена к буквально десяткам аналогичных изобретений, зарегистрированных в Патентном бюро США начиная с середины XIX века.
Все запатентованные устройства визирования являются вариациями тех, что были изобретены в XVI веке немецким художником и теоретиком Альбрехтом Дюрером. Устройства Дюрера, в свою очередь, основывались на разработках художников раннего Возрождения Леоне Баттисты Альберти (1404-1472), Филиппо Брунеллески (1421-1469) и Леонардо да Винчи (1452-1519).
Устройство Элинор, однако, особенно удобно тем, что сетка удерживается в фиксированном положении относительно лица и глаз художника, всегда оставаясь параллельной линии глаз и перпендикулярной "линии прицела", что является ключевым требованием в визировании. Таким образом, ее изобретение является своего рода мобильным "устройством Дюрера" и графически демонстрирует понятие плоскости изображения, воображаемой двумерной прозрачной плоскости, которая находится перед глазами художника.
Следующий ключевой момент: то, что художник видит "на" плоскости изображения (в нашем случае, на куске пленки), как раз и должно быть нарисовано на бумаге. Образ, разумеется, видится сквозь прозрачную пленку, но предлог "на" лучше описывает ситуацию. Ведь художник, рисуя этот образ, должен вообразить этот образ уже не трехмерным, а двумерным (как фотография), "сплющенным" о заднюю поверхность пленки. Затем художник переносит (то есть копирует) этот плоский образ на бумагу. Эти два изображения - реальная сцена (превращенная в плоский, двумерный образ), наблюдаемая на плоскости изображения, и копия этой сцены на листе бумаги - являются одним и тем же изображением. Задача художника - добиться соответствия этих двух изображений, и при этом он (парадоксальным образом) старается учитывать изначальную объемность изображаемой сцены.
Кроме того, линии сетки могут сообщить некоторую информацию о соотношениях и пропорциях. Если вы рассмотрите гравюру Дюрера (рис. 17.6), последний момент станет ясен для вас. Дюрер рассматривает свою модель через сетку (которая могла быть и стеклом с нанесенными линиями, но на самом деле представляла собой деревянную раму с натянутой проволокой).
На столе перед ним лежит лист бумаги, тоже расчерченный линиями, соответствующими сетке, которая находится перед ним.
Обратите внимание на перпендикулярный заостренный столбик (рис. 17.7), который определяет положение визирующего глаза (второй глаз, вероятно, закрыт), обеспечивая тем самым фиксированную точку наблюдения. (На пластиковой сетке, описанной выше, маленький кружок играет ту же роль, что и этот вертикальный столбик.) Дюрер рисует на бумаге в точности то, что он видит через сетку, поэтому то, что он рисует, в точности соответствует тому, что он видит, словно модель была вдавлена в сетку, чтобы стать двумерным, а не трехмерным изображением. Например, глядя на модель вдоль "линии прицела", Дюрер может увидеть, где находится верхняя точка левого колена модели (точка 1 на рис. 17.8). Установив это и перенеся эту точку на бумагу, он может определить, где относительно точки 1 находится верхняя точка левого запястья модели (точка 2). Затем по отношению к этим двум
Рис. 17.6. Альбрехт Дюрер (1471-1528). Рисовальщик, выполняющий рисунок женщины в перспективе", 1525. Гравюра. Метрополитен-музей, Нью-Йорк
Рис. 17.7. Перпендикулярный столбик фиксирует положение визирующего глаза Дюрера
Рис. 17.8. Дюрер переносит визируемые точки на расчерченный лист бумаги
точкам и, разумеется, по отношению к линиям сетки, он определит верхнюю точку правого колена (точка 3).
Дюрер переносит эти точки одну за другой с плоскости изображения на свой рисунок, не спрашивая, почему тот или иной край находится там, где он находится, не удивляясь, почему рука или нога имеют столь необычную форму, столь отличаясь от того, какими он их знает. Его цель проста: изложить на бумаге - без цензуры и редактирования - свое непосредственное восприятие, информацию, попадающую на сетчатку глаз. При этом он парадоксальным образом сохраняет осознание объемности изображения, но удерживает это свое знание, так сказать, на расстоянии.
Два взаимосвязанных набора информации
Сетка позволяет ответить на два важнейших вопроса, снова и снова возникающих в процессе рисования:
1. Под каким углом относительно констант - вертикали и горизонтали, задаваемых линиями сетки и рамкой, расположены этот край, эта форма, это негативное пространство?
2. Насколько велика (широка, высока, длинна) эта форма относительно размера (ширины, высоты, длины и т. д.) той формы, видимой с данной точки зрения?
При оценке этих соотношений сетка обеспечивает глитч - внешний источник информации, который помогает мозгу (можно даже сказать, заставляет его) принять наблюдения такими, как они есть, не подвергая их пересмотру со стороны заранее запрограммированных понятий. Иначе говоря, если линия идет под углом относительно одной из линий сетки, именно так вы ее и рисуете, несмотря на возможные возражения со стороны концептуального рассудка (Л-режима): "Как это может быть? Это наверняка неправильно!" Видя, как в ракурсе рука оказывается в длину такой же, как в толщину, Л-режим может восклицать: "Да ладно тебе! Всякий знает, что длина руки всегда больше ее толщины!" Эти протесты необходимо отклонять - игнорировать, - и восприятие должно приниматься, даже если оно противоречит тому, что вы знаете. Если вы видите, вы нарисуете. И тогда, парадоксальным (и волшебным) образом, форму, которую вы рисовали просто как набор линий на плоском листе бумаги, посторонний зритель вашего рисунка увидит - то есть интерпретирует - как "реальную" форму в трехмерном пространстве.