Еще раз об элементах красоты
В главе 19 я высказала предположение, что логика и речевые навыки Л-режима в последней стадии вернут себе господство. В большинстве проектов умонастроение, необходимое для Верификации, будет контролироваться в основном Л-режимом. Тем не менее, общая цель творчества - произвести на свет нечто полезное, но в то же время и эстетически красивое. Поскольку Верификация придает инсайту осязаемую форму, эстетическое чувство правильности и красоты поможет обеспечить конечному продукту отражение красоты, открытой вами в момент Озарения. По правде говоря, эстетическое чувство очень глубоко вплетено в весь творческий процесс, и этап верификации - не исключение. Поэтому я считаю полезным еще раз напомнить читателю три требования к красоте, сформулированные Фомой Аквинским: цельность, гармония и ясность. Эти три элемента способны осветить путь для Л-режима и помочь ему выполнить сознательную задачу Верификации. О каком бы продукте ни шла речь - будь то написание книги, составление программы, создание прототипа машины, разработка инвестиционной стратегии - воистину творческая работа никогда не бывает некрасивой; она всегда прекрасна, как в это свято верил Эйнштейн. Поэтому для Л-режима необходима удерживаемая на задворках ума направляющая эвристика П-режима, чтобы не допустить потерю красоты, пока сознательный процесс шаг за шагом движется к умозаключению.
Значит, в течение пошагового процесса Верификации держите где-нибудь в уголке ума три требования:
Во-первых, проверяя обоснованность своего инсай-та, продолжайте воспринимать целостность проекта внутри его граничной линии. Эта граница обрамляет проект и отделяет его от безмерного фона пространства и времени. Внутри своих рамок проект является одним целым, гармоничным и единым, все части его согласованы и неотъемлемы. Это integritas Фомы Аквинского, единство целого.
Анекдот про Эйнштейна:
"Я совершенно ясно помню случай, когда я выдвинул некое предложение, казавшееся мне разумным и обоснованным, и он не стал оспаривать его, а лишь сказал: "Уж очень некрасиво".
Когда уравнение казалось ему некрасивым, он фактически терял интерес к нему и не мог понять, почему кто-то готов тратить время на него.
Он был вполне убежден, что красота является направляющим принципом в поисках важных результатов в теоретической физике".
Герман Бонди, цитируется в книге Дж. Дж. Уитроу Эйнштейн: человек и его достижения*, 1973
Французский поэт и критик Поль Валери так говорил о Верификации:
"Господь дал вам искру, а ваше дело сделать из нее что-то".
Цитируется в книге Жака Адамара "Психология открытий в области математики", 1945
"Ясность ума, инсайт или понимание возможны только тогда, когда мышление бездействует, когда разум молчит. Только тогда вы можете видеть ясно, только тогда вы можете сказать, что понимаете по-настоящему... только тогда вы обладаете непосредственным восприятием,потому что ваш ум более не путается.
Чтобы быть ясным, ум должен быть абсолютно безмолвным; только тогда есть реальное понимание и только тогда понимание становится действием. Другого пути нет". Дж. Кришнамурти "Вы - мир", 1972
Во-вторых, анализируя и проверяя свой проект, переходя от одной его точки к другой, старайтесь воспринимать каждую часть в соотношении с каждой другой частью и с целым. Проникнитесь пропорциональностью и ритмом структуры, уравновешивайте и контролируйте все ее части. Это consonantia, или гармония, Фомы Аквинского - согласованность, симметрия и созвучие целого.
В-третьих, используйте процесс Верификации для восприятия проекта как вещи, которая является только собой и ничем другим: как оригинального, уникального продукта вашего мышления, никогда не существовавшего прежде. Придавая своей идее форму, следите за тем, чтобы каждая ее часть стыковалась с другими как нечто неизбежное - как единственный логический и эстетически возможный синтез. Это обнажает quidditas Фомы Аквинского, лучистую ясность, точность и разумность целого.
Когда последняя стадия Верификации завершена, вы - и отныне другие тоже - будете смотреть на свое творение и, видя его целостность, гармонию и сияние, переживать "ослепительно яркое безмолвное состояние эстетического наслаждения".
Сын Эйнштейна рассказывает об отце:
"Характер у него был скорее художника, чем ученого, как мы обычно представляем их. Например, его высшей похвалой хорошей теории или хорошему произведению искусства было не то, что они правильные или точные, но то, что они красивые". Ганс Альберт Эйнштейн, цитируется в книге *К столетию Эйнштейна*, 1979