Художник внутри вас

         

Два ключевых вопроса


Позвольте мне изложить этот парадокс несколько по-другому. Человеческий мозг, судя по всему, среди мириадов других вопросов постоянно задает два ключевых: "Что это?" и "Где это?" Первый вопрос, более соответствующий Л-режиму, требует игнорирования наблюдаемых изменений размеров, чтобы иметь возможность для устойчивой классификации объектов; яблоко, находящееся в метре от вас, останется яблоком, если его переместить на десять или двадцать метров от вас. Представьте, насколько усложнилась бы жизнь, если бы для яблок бесконечно разных размеров приходилось давать разные названия ("яблоко-с-булавочную-головку", "яблоко-со-сливу" и так далее). Кроме того, для большей устойчивости категории, может быть, яблоки видятся нам одного размера, на каком бы расстоянии ни находились: истинное изменение их размеров "стирается". Анекдот, приведенный на полях, иллюстрирует недоумение ребенка по поводу видимого изменения размеров, которое очень скоро, когда он повзрослеет и эффекты постоянства размера возьмут верх в его мозгу, станет незаметным и для него.

Второй вопрос, более подходящий П-режиму, - "Где это?" Ответ на этот вопрос требует восприятия измененных размеров и мысленного их сравнения с известными размерами объектов. П-режим, по-видимому, производит расчет мгновенно и невербально: "Судя по тому, как выглядит это яблоко, и в сравнении с тем, какими яблоки я знаю, это конкретное яблоко находится от меня на расстоянии шести шагов". Этот расчет - и информация об изменении размера, достигающая сетчатки глаз, - каким-то образом хранится "втайне" от рационального сознания, возможно затем, чтобы оно не вмешивалось со своей речевой системой и не усложняло дело. Эта скрытая информация выходит на поверхность только при особых обстоятельствах - когда в систему вводится глитч. Следующий пример показывает, что происходит при внедрении глитча - на этот раз с губительным эффектом, оттого что сам глитч довольно долгое время остается незамеченным.


Сначала подоплека (негативное пространство!) ситуации. Когда вы едете ночью по шоссе, фары встречных машин кажутся одинаковыми по размеру независимо от того, насколько далеко от вас находится конкретный автомобиль. (Убедитесь в этом как-нибудь при случае.) Это доминантное, заранее запрограммированное сознательное восприятие - такое, о котором вы знаете и которое почти невозможно преодолеть одним лишь усилием воли. Однако одновременно изменения в размерах фар (включая то, насколько близко они расположены друг к другу) составляют "реальную" зрительную информацию, которая попадает на сетчатку глаза и которую мозг использует на подсознательном уровне для определения реального расстояния до встречной машины.

Теперь глитч: когда в США впервые появились иностранные автомобили, по ночам стали случаться странные аварии; со временем специалисты разобрались и отнесли эти аварии на счет того, что у иномарок фары были меньше и ближе располагались друг к другу, чем у американских машин. Водители американских машин, подсознательно замечая маленькие, близко посаженные фары на встречных автомобилях, просто предполагали (опять-таки подсознательно), что эти машины находятся на большем расстоянии! Поскольку очень немногие люди знали об этой второй колее подсознания, изумленным водителям было трудно объяснить, почему они создавали аварийные ситуации, поворачивая влево прямо перед носом встречной иностранной машины, например.

В рисовании вам приходится сталкиваться с проблемами и парадоксами такого рода. Вы не можете изменить ситуацию: ваш мозг продолжает исподволь использовать информацию об изменении размеров для оценки расстояний, но в то же самое время заставляет вас "видеть" схожие объекты однородными по размеру.

Британский ученый и специалист по восприятию Ричард Л. Грегори считает, что только опытные художники способны преодолеть эффекты постоянства размеров (и других постоянств). Хотелось бы, чтобы это было правдой, но, я думаю, что художники, как и все люди, подвержены "ошибкам" восприятия, которые проистекают из этого во всех других отношениях очень полезного мозгового механизма.


Разница в том, что художники по необходимости изучают способы обретения доступа к "реальной" информации, когда им нужно видеть и рисовать без изменения то, что попадает на сетчатку глаз.

Видение и вера: двухколейная система

Прекрасный пример того, как мозг искажает визуальную информацию, можно увидеть на рис. 16.18. Здесь проиллюстрировано другое видимое постоянство размеров, которое можно было бы назвать постоянством понятия. Это постоянство, судя по всему, имеет высший приоритет, преобладая даже над постоянством размеров.



Рис. 16.18. Эти четыре фигуры идентичны по размеру

1. На рисунке четыре человеческие фигуры кажутся увеличивающимися в размере, а между тем они совершенно одинаковы! Убедитесь в этом, отметив на куске бумаги высоту самой левой фигуры, как показано на рис. 16.19. Затем ножницами по своим отметкам вырежьте мерку, чтобы левая фигурка укладывалась в нее (рис. 16.20). Теперь с помощью этой мерки проверьте размеры остальных фигур. Проверьте еще раз, если не верите своим измерениям. Мерка в данном случае служит глитчем, который заводит ваш мозг в логический тупик, из которого он не сумеет "выскользнуть".

2. Теперь переверните книгу вверх ногами. Сейчас - даже без использования мерки - вам, наверное, легче увидеть, что все фигуры одного размера.



3. Но, переворачивая книгу обратно в нормальное положение, вы видите, против своей воли, как дальняя фигура увеличивается, и преодолеть эффекты видимого искажения мозгом "реальной" информации не под силу почти никому - в том числе и художнику. Я предполагаю, что мозг "думает" примерно так: дальняя фигура, которая кажется одинаковой по размеру с соседней фигурой, должна быть намного больше, так как предметы кажутся меньшими на расстоянии. Это полезное представление. Проблема в том, что мозг, по-видимому, отказывается от своей привычной практики видеть сходные объекты (в данном случае речь идет о категории "человек, идущий пешком") как однородные по размеру и решает "видеть" дальнюю фигуру большей, чем она есть на самом деле, чтобы, опять же по-видимому, сделать понятие "правдивее правды".


Переусердствовал!

Рис. 16.19. Отметьте размер одной фигуры на листе бумаги



Даже знание истинного размера фигур не помогает преодолеть эффект постоянства понятия. Сходящиеся линии, создающие перспективу, и ощущение, что вы видите объекты в разных точках пространства, превалируют над постоянством размеров, и вы в целом не можете контролировать эти изменения размеров. Гораздо легче забросить в систему глитч - любой глитч, который окажется действенным и позволит вам "поймать" информацию, поступающую "извне". Измерительное устройство, которое вы только что использовали, очень полезно в этом смысле (хотя мозг может игнорировать даже непосредственные измерения!). А самым эффективным глитчем оказывается переворачивание изображения.

Но почему? Когда изображение перевернуто, понятия почти не затрагиваются: вот те же самые четыре фигуры, линии по-прежнему сходятся, как и подобает рисунку в перспективе. Почему же мозг сразу перестает искажать визуальную информацию только потому, что изображение перевернуто? Трудный вопрос. И нет нужды говорить, что невозможно решить это затруднение, переворачивая вверх ногами весь мир или стоя всю жизнь на голове. Более того, постоянство восприятия необходимо для повседневной жизни, поскольку оно позволяет упростить сложную визуальную информацию до такой степени, чтобы ею можно было управлять.



Рис. 16.20. Вырежьте мерку по размеру одной фигуры и измерьте остальные фигуры, прикладывая к ним вырезанную мерку

Выражаясь по-другому: "...он страдал от затвердения категорий". Эрин Бума "Уорлд стьюдент тайме", 1982

"Мне начинает казаться, что мы имеем, выражаясь словами Кейта Гундерсона, "непривилегированный доступ" к тому, что происходит в наших мыслях. Мы ошибаемся даже в определении того, о чем мы думаем". Дэниел Деннет в диалоге с Джонатаном Миллером "Искусственный интеллект и стратегии психологических исследований*, 1983

Но бывают ситуации, когда вы должны каким-то образом отринуть то, что вам нашептывает ваш мозг, - игнорировать его, не прислушиваться к его подсказкам - иначе вы будете видеть то, чего на самом деле нет, или не сумеете увидеть то, что есть.Достичь такого контроля над своим мозгом важно и для рисования, и, я уверена, для стадии Насыщения творческого процесса, где информация, поступающая как в Л-, так и в П-режиме (как сознательные понятия, так и подсознательное восприятие) должна слиться в единство видения. Творческий человек, как и художник, действительно должен видеть иначе.


Содержание раздела