Практическое руководство по рисунку и живописи

         

Что такое тональные отношения?


Что такое тональные отношения?
Вот как наглядно объяснял это один художник своим ученикам. Он повел их к большому аквариуму у окна мастерской. «Посмотрите, — сказал он, - сколько разных и пестрых рыбок плавает. Но если смотреть издали, вы прежде всего увидите зеленоватое пятно. Не так ли? И самые яркие рыбки не выделяются из этой общей зеленоватой массы. Поставим аквариум дальше от окна. Он теперь смотрится тоже зеленоватым пятном, но более темным. Заметили это?»
Художник вышел в соседнюю комнату, зашторил окно и зажег свет. «Обратите внимание — эта комната тоже как бы превратилась в «аквариум», наполненный желтым потоком электрического света. Правда, перемена освещения вызвала контраст между общими оттенками в той и другой комнате? На языке живописцев это называется изменениями состояния «среды».
Все предметы существуют не сами по себе, а как рыбы в аквариуме, «купаются» в потоках цветного освещения разной силы. Они находятся в окружении других цветных предметов, что тоже влияет на состояние среды.
Вот я гашу свет, раздвигаю шторы, но все равно вы можете заметить определенную разницу в состоянии среды в каждой из этих двух комнат. Дело в том, что там, где я стою, стены окрашены в зеленый цвет, а другая окрашена в серый цвет, выгодный для художественной мастерской. Разница в окраске стен и в освещенности создает не менее заметную разницу в состоянии «среды», чем вспышка электроламп.
Работая над рисунком и этюдами, вы не можете этого не чувствовать. Надо только мысленно сопоставлять мотив, который рисуете, с общим видом, с общей тональностью других мотивов.
Продолжая беседу о графике, о ее языке, особое внимание надо обратить на понятие «тон», «тональные отношения». Посмотрите, как строит их Н. Купреянов «Интерьер с фигурами».

Соотношение черных, серых и белых пятен в пейзаже создает впечатление серебристой и просветленной гаммы, всем знакомой по первым дням зимы или оттепели. В тоновой репродукции картины А. Мордвинова заметна разница между оттенками холста, красноватого альбома и белого гипса.


В рисунке В. Серова «Портрет балерины Т. Карсавиной» очень явственно ощущается цвет даже линий и скупой штриховки. Тепло летнего полудня или серебристая мгла сырой оттепели убедительно переданы в рисунках И. Репина («Вид на школу военных топографов в Чугуеве», «Невский проспект»). Небогатая, по сравнению с красочной палитрой, черно-серо-белая шкала штрихов и линий, пятен в графической работе мастера способна создать цветовые впечатления!

Различия и соотношения светлоты тонов отражают три неразрывных качества натуры: зависимость от силы и характера освещения, положения в пространстве и окраски. В зависимости от пропорций, «количества» темного и светлого в рисунке композиция «настраивается» на различную тональность. Это можно увидеть в работах Н. Купреянова, Г. Захарова, репродуцированных здесь. Отражается на этом и настроение, мироощущение самого художника, что определяет главное качество художественности — неповторимость, своеобразие подлинно талантливой вещи.



Тон, как средство композиции и воплощения замысла, дает нам богатейшие возможности «настраивать» каждый новый рисунок в особом ключе, не повторяться в цветовой гамме этюдов, усиливать впечатление, заострять характеры. Поиски тональных отношений, градаций тона от самого светлого к самому темному и сочетаний всего в плоскости листа (вся сложная работа над тональным решением рисунка) расширяют наше познание природы, ее пластических качеств.

Вы постепенно узнаете, что такое «воздушная перспектива» и как изменяется вид и тон предметов в зависимости от удаления в глубину пространства. Взойдите на холм или гористую местность, вы увидите, как гряды увалов или гор распределяются один за другим, заметно отличаясь друг от друга по светлоте. Можно и на улице, и на дороге обратить внимание на разницу тонов деревьев, строений, столбов, уходящих вдаль. Вы поймете зависимость перехода тонов от рельефа формы, от поворота тех граней, которые образуют объем (вы их уже строили в зарисовках по предыдущему заданию).




Известный уже вам метод сравнения крайне важен в процессе тонального решения рисунка. Только сопоставление самого светлого тона с самым темным и всех промежуточных тонов с этой основной парой самых контрастных по светлоте пятен поможет вам настроить рисунок в задуманной тональности. Работать надо по всему листу, не допуская «отделки» изолированных кусков рисунка. Почаще отходя от рисунка и окидывая его взглядом в целом, сопоставляя постоянно изображения с тональным строем натуры, следите за целостностью работы. Как только упускают из виду «общее», рисунок начинает «разваливаться», чернеть слишком в тенях или, наоборот, превращаться в серую однообразную тушевку. Работа над тональным рисунком очень похожа на дирижирование оркестром, только художник представляет в одном лице и композитора, и исполнителей, и дирижера оркестра всех графических средств.

Решая рисунок в тоне, надо сразу находить соотношение самого темного и самого светлого и развивать работу, опираясь на контраст между самым светлым и самым темным. Надо ли темное заштриховывать в полную силу? Не надо. Всегда помните, что это все-таки не черный бархат и не глыба угля, а хотя и темный предмет, но более мягкого, не такого глубокого черного тона. И даже рисуя черный бархат, нельзя «выжимать» предельно черный тон: получится «черная дырка» в листе.

Или белое? Какой бы ни была белизна бумаги, но она гораздо темнее света солнца, многих бликов и световых пятен. Даже самый сильный контраст между жирными штрихами черного карандаша и белой бумагой неизмеримо слабее различий между светом и тенью в природе.

Живость впечатления в рисунке достигается только соотношениями тонов. Более того, художники зачастую и не используют всю возможную силу черных штрихов или пятен. И одной линией может быть выражена эта тональность мотива. Она достигается не «выделкой» и обилием штриховки, а тонкостью основных соотношений в самом рисунке и целостностью восприятия натуры.

«В станковой картине решающим является передача общего состояния, что достигается верным общим тоном картины, то есть степенью ее светлоты.




Коли общий тон неверен и картина пересветлена, то теряется ощущение глубины, и изображение лезет из рамы на зрителя. Если общий тон картины слишком темен, то теряется состояние, теряется свет, художнику не хватает палитры, и появляется чернота. В обоих случаях пропадает материальность изображаемого. Важно точно определить общий тон картины. В картине так же, как и в музыке, всегда присутствует определенная тональность. Это закон«(слова Н. Крымова).

«Раз писал, — рассказывал Н. Крымов, — серый день с Н. В. Серовой Посмотрел я на ее этюд и вижу — врет. Пересветила общин тон. Подошел, стал проверять, все верно. Оказывается, она взяла общий тон светлее, чем у меня, но не вышла за пределы общего тона серого дня. А мне сначала показалось, что наврала. Следовательно, в известных случаях можно брать общий тон по-разному, лишь бы не выйти за определенные пределы». Этот рассказ мастера помогает яснее понять смысл его слов о роли общего тона.

Примеры из области графики, рисунка и живописи взяты не случайно. От умения найти тональные отношения зависит и то, как вы увидите и передадите цветовые отношения в этюде.

Сделайте несколько тональных рисунков карандашом и черной акварелью (гризайлью), выбирая мотивы пейзажа, натюрморты, тональный строй которых обратил на себя ваше внимание.

Если первое впечатление неопределенно, то лучше поискать другой мотив.

ДЛЯ ВАШЕЙ ЗАПИСНОЙ КНИЖКИ

«Метод сравнения, метод выискивания различий напряжения света и оттенков цвета приведет к верному решению… Все значение и весь смысл моего метода заключается в поисках тона и цвета любого пятна, любой точки этюда не путем пытливого анализа одного этого пятна, а наоборот, путем. сравнения с окружающим, позволяющего найти соответственное место в целом». Иогансон



Содержание раздела